Почему ребенок говорит неправду? (в статье используются материалы Александра Вемъ) Детская ложь – одна из самых исследованных проблем в психологии, однако справиться с ней в повседневной жизни еще никому не удавалось. Некоторые специалисты считают, что бороться с ложью бесполезно: она – часть жизни любого воспитанного человека. Чувство такта, хорошего тона, интересы окружающих или необходимость компромисса в каких-то определенных ситуациях – вынуждают нас время от времени прибегать к неискренности. К сожалению, люди лгут не только из благородных побуждений – но и из-за корысти, злонамеренности, цинизма. Ребенок начинает говорить неправду в период активного развития речи и воображения. Речь ложится в основу формирования его логического мышления. Растущая любознательность и все более частые запреты взрослых – вот что питает первые вымыслы малыша, пытающегося при помощи фантазий обойти ограничения, налагаемые взрослыми. Мотивы лжи • Стремление избежать наказания. • Защита друзей от неприятностей. Дети по-своему стараются оценить мотивы провинившегося, масштаб нанесённого ущерба и возможные обвинения в адрес невиновных. • Страх унижения. • Ложь для предотвращения вмешательства в личную жизнь. Каждому необходима личная жизнь, а также право решать, кому и что допустимо знать о ней. Потребность растущего ребёнка в личной жизни, в независимости от родительского контроля подчас вступает в противоречие со стремлением родителей оградить его от неприятностей. • Ложь с целью получения выгоды. • Ложь ради проверки собственной силы. Этот мотив возникает обычно в подростковом возрасте. • Ложь с целью самозащиты или защиты другого человека - «белая ложь». Ложь, призванная разрядить напряжённую ситуацию или доставить кому – то удовольствие Этим списком мотивы лжи не исчерпываются, но именно данные мотивы имеют наибольшее распространение. Советы родителям: • Смиритесь. Дети будут лгать,избежать этого невозможно. Если Вы постараетесь организовать свою жизнь так, чтобы у ребёнка было меньше побуждений ко лжи, Вы сможете добиться от него большей искренности. • Обдумайте, проанализируйте. Прежде чем наказать, ответьте на вопросы: Ответственен ли ребёнок за то, что сделал? Какой нанесён ущерб? Пострадал ли кто-либо или чьё-либо имущество? Нарушен ли какой-то важный моральный принцип? Усугубила ли ложь ситуацию? Был ли ущерб меньше, если б ребёнок не солгал? • Постарайтесь сделать так, чтобы ребёнок Вам доверял и не боялся выглядеть смешным в Ваших глазах. • Внушайте ребенку Ваше неприятие лжи. Беседы с ребенком о том, что такое хорошо и что такое плохо помогут способствовать развитию честности ребёнка. • Договаривайтесь. Хороший способ выяснить правду — по-хорошему договориться. Если обещать ребёнку в обмен на признание смягчение наказания, то это, скорее всего, подействует, особенно если он не очень рассчитывает добиться успеха с помощью лжи. Начинать расспросы надо с незначительных мелочей, чтобы не вынуждать ребёнка сразу по-крупному лгать только из-за того, что он напуган уже первым вопросом. Если спрашивать спокойно и естественно, то у ребёнка не возникнет необходимости сразу оправдываться. • Изменитестиль общения с ребенком, устраните причины, вынуждающие его обманывать. Ложь детей может свидетельствовать о нарушениях во взаимоотношениях со взрослыми. • Будьте искренними. С привычкой говорить неправду бесполезно бороться, если члены семьи сами неискренни друг с другом. Ребенок интуитивно усваивает этот стиль общения. Доверие нарушается, если сами родители обманывают детей, не сдерживают обещания; применяют в воспитании строгие наказания: придирчивы, несправедливы и подозрительны. • Объясните ребенку, что говорить неправду он может только в том случае, когда правда звучит невежливо. Нельзя, например, сказать другу, что его подарок тебя разочаровал, или в гостях критиковать хозяйку, объявляя всем, что мама лучше готовит. • Отделите поступок от личности ребенка. «Я знаю, что ты хороший мальчик. Но ты соврал и поступил плохо. Не нужно так себя вести. Я расстроен твоим поведением». В этом случае Вы не обвиняете ребенка, ему нет необходимости защищать свою личность, входить в положение униженного, оправдываться. • Обсудите с ребенком, как можно было бы поступить по-другому, не прибегая ко лжи. • Дайте понять, что даже если он в чем-то провинился, то лучше рассказать правду, даже если его будут ругать. Потому что если он соврет и это раскроется, то ругать будут в два раза сильнее: за проступок и за обман. • Ориентируйтесь на три момента: возраст ребенка, особенности его характера и меру лжи. Возрастные особенности детской лжи: • Если обманывает ребенок 2-4 лет, то, скорее всего он фантазирует и не осознает последствий своих действий. В этом возрасте важно не ругать ребенка, не обвинять и не навешивать ярлыков «лгунишка», «врунишка». В этом случае лучше мягко пожурить ребенка и дать понять, что обман его раскрылся, а мама расстроена таким поведением малыша. • Если говорит неправду ребенок 5-7 лет, ложь нужно пресекать. Именно в этом возрасте ребенок решает для себя – можно ли врать, выгодно ли это? Если ребенок Вам врет, покажите ему, что обман не сработал, Вы его раскрыли, покажите свое огорчение поведением ребенка. • Если лжет ребенок старше 8 лет, не задавайте провокационных вопросов: «Это кто разбил чашку?», «Какие оценки в школе (как прошла контрольная работа)?», «Кто это сделал? Почему не сделал?», не устраивайте допросов. Обвинения вызывают агрессию. Лучше замечания и уличение во лжи формулировать в позитивной форме: «Я разговаривала с твоим тренером, ты уже два раза не был не тренировке. Я заволновалась, может что-то случилось или тебе не нравится. Как тебе помочь?» • Если обманывает ребенок не очень совестливый, проказливый, то можно наказать и поругать (поведение, а не личность). Если лжет ребенок совестливый, ранимый, чуткий, тревожный, то в этом случае бывает достаточно оценивающего и понимающего обман взгляда или укоризненного огорчения родителей. • Если ребенок лжет – фантазирует, переводите ложь в творческое русло. «Какой у тебя интересный рассказ получился! Давай его нарисуем/запишем/слепим…». Не забывайте о том, что вы любите вашего ребенка, не смотря ни на что – ни на плохие поступки, ни на капризы, ни на ложь. Помните, что большинство детей проходят через период лжи, не становясь патологическими лгунами!
|