Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 25.04.2024, 22:21

МКУДО "ЦВР"

Меню сайта
Block title
Block content
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Block title
Block content

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

 «Центр внешкольной работы»

 

                                                                          

Дополнительное образование детей

в условиях реализации ФГОС второго поколения

 

                                                     Выступление на методическом объединении

заместителя директора по УВР Борзовой Л.А.

22.11.2013 г.

 

В связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в российской Федерации» роль и значение федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) в регламентации деятельности образовательных организаций существенно изменились.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Новые федеральные государственные образова­тельные стандарты (ФГОС) – возмож­ность перейти на более высокий уровень образования за счет обеспечения его не­прерывности как по вертикали (соответ­ствие и взаимосвязь содержания образо­вания и методов работы специфическим особенностям обучающихся на разных возрастных этапах развития), так и по горизонтали (интеграция разных типов образования, обеспечивающая необходи­мый уровень и широту образовательной подготовки на определенном этапе раз­вития ребенка).

В материалах ФГОС используется понятие «внеурочная деятельность», которая стала рассматриваться как неотъемлемая часть образовательного процесса, но ее четкого и внятного определения в стандарте не дается. Она характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. Эта деятельность имеет свои собственные задачи, но, одновременно направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Апеллируя к  Закону «Об образовании» (ст. 9, п. 6), стандарт указывает на то, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся» с последующим включением в нее условно нового элемента – внеурочная деятельность. При этом, «союз» учебной и внеучебной частей основной образовательной программы опирается на Программу воспитания и социализации обучающихся. 

Внеурочной деятельности предписывается организация направлений развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в том числе через такие формы как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные  практики.  Решение по содержанию, формам организации, чередованию и обеспечению этой деятельности принимает само образовательное учреждение.

Однако Приказ Минобрнауки № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373», корректирует место внеурочной деятельности в образовательном процессе школы. Отмечается, что реализация основной образовательной программы начального общего образования осуществляется самим образовательным учреждением, а при отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей.

В дополнение к сказанному отметим, что ориентация на детей означает создание пространства детства в школе, возможность ребенку сменить статус (неуспевающего на успешного), роль ученика на роль ребенка, подростка – спортсмена, художника, актера и т.п. Кроме того, именно в пространстве дополнительного образования появляется реальная возможность расширить круг общения как взрослых, так и детей,  найти друзей среди ребят другого возраста, включиться в общение с руководителями творческих объединений, которые не являются их учителями и, следовательно, не знают о его учебных успехах и неудачах.

К тому же, там, где дополнительное образование достаточно развито и стало настоящим подразделением школы, большинство занятий проводятся не в  учебных классах, а  в иных помещениях. Это также сказывается положительно на эмоциональном состоянии детей.

Дополнительные образовательные программы нового поколения требуют от педагогов решения весьма сложных задач, ориентированных на подготовку  детей и подростков к углубленному освоению художественно и технического творчества, различных спортивных дисциплин, декоративно-прикладного искусства и  др. видов деятельности, число которых весьма велико. Сужение их разнообразия и снижения качества подготовки приведет к выхолащиванию самой сути дополнительного образования детей, а значит резко сокращает образовательные, творческие, культурные, профориентационные возможности подрастающего поколения.

Внеурочная деятельность – это целенаправленная образовательная деятельность, организуемая в свободное от уроков время для социализации детей и подростков определенной возрастной группы, формированию у них потребности к участию в социально-значимых практиках и самоуправлении, создания условий для развития значимых позитивных качеств личности, реализации их творческой и познавательной активности в различных видах деятельности, участии в содержательном досуге.

Внеурочная деятельность включает в себя  также внеурочные учебные  занятия, организуемые, как правило, в форме предметных кружков,  факультативных занятий, индивидуальные занятия по предмету.

Внеурочная работа не только тесно связана с дополнительным образованием, но переплетается с ним тогда, когда дело касается создания условий для развития разнообразных интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность. Общешкольные праздники, коллективные дела, социально значимые акции также являются полем их пересечения, т.к. в них принимают самое активное участие члены творческих коллективов и педагоги дополнительного образования.

Согласно новым требованиям обучения, конечной целью учебного процесса должно стать не просто формирование у обучающихся знаний, умений и навыков, а полноценное развитие активно мыслящей высоконравственной личности ребенка. 
Интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности является одним из самых эффективных способов реализации новых требований.

При этом дополнительное образование может много дать школе для реализации новых стандартов, а именно:

– возможности интеграции, как бо­лее мобильная часть системы образова­ния, обеспечивающая дополнительность целей, содержания, форм организации об­разования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования и социальным заказом;

– возможность построения индиви­дуального образовательного маршрута ре­бенка, ориентированного на личностные и метапредметные результаты;

– специалистов в узких направлени­ях дополнительного образования детей, сферах творческой деятельности (художе­ственной, технической, спортивной, соци­альной и др.);

–материально-техническую базу для качественной реализации программ дополнительного образования и внеурочной дея­тельности;

– открытие ресурсных центров по разным направлениям реализации ФГОС;

– изучение и формирование социаль­ного заказа на образование, что в свою оче­редь позволит выстроить индивидуальный маршрут ребенка, реализовать личностные результаты образования;

– методическую поддержку процес­сов интеграции общего и дополнительного образования, реализации индивидуальных маршрутов, достижения метапредметных и личностных результатов и др.;

– уникальные педагогические техно­логии развития творческих способностей, профильного образования и др.;

– возможности поддержки разных одаренных детей и других особых катего­рий детей (трудных, с ограниченными воз­можностями здоровья);

– возможности работы в социуме, со­циального творчества детей;

– организацию каникулярного времени детей;

– возможности духовно-нравст­венного воспитания, формирования здорового образа жизни, детского са­моуправления, коррекционной работы, профилактики негативных явлений сре­ды и др.

Чтобы встроиться в новую систему отношений, соответствовать новым требо­ваниям стандарта, в самом дополнитель­ном образовании должны, произойти изме­нения. В системе дополнительного образования детей необ­ходимо создать следующие новые условия:

– широкое обсуждение ФГОС обще­го образования в коллективах учрежде­ний дополнительного образования детей, поиск вариантов включения УДОД в его реализацию, поиск новых возможностей обеспечения преемственности образова­ния, усиления личностной ориентации, комплексности, творческой, практической и социальной составляющих содержания общего образования в условиях перехода к непрерывной системе образования, соот­ветствующей новым ожиданиям заказчи­ков образованию;

– организация системы повышения квалификации руководителей и педаго­гических работников УДОД в вопросах реализации ФГОС нового поколения: раз­работка программ, проведение семинаров, мастер-классов и т.п.;

– развитие процессов интеграции с общим образованием, сетевого взаимодей­ствия, разработка новых механизмов, про­цедур, технологий взаимодействия общего и дополнительного образования в услови­ях реализации ФГОС общего образования (интегрированных образовательных про­грамм, программ внеурочной деятельно­сти, совместных проектов, форм сотрудни­чества и др.);

– совершенствование нормативно-правовой базы реализации ФГОС обще­го образования в части взаимодействия общего и дополнительного образования (положений, инструкций, договоров, ло­кальных актов и т.д.), в т.ч. с учетом по­вышения оплаты труда работников обра­зования;

– новые требования к программам дополнительного образования в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения, особое внимание интегрированным про­граммам, ориентированным на получение предметных, метапредметных и личност­ных и результатов, программам дистанци­онного обучения и др.;

– повышение качества дополнитель­ного образования, внедрение системы ме­неджмента качества, больше внимания качеству процессов, мониторингу резуль­татов;

– создание новых условий для постро­ения индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, получения ими личностных и метапредметных результа­тов, формирования универсальных учеб­ных действий;

– изменение позиции педагога до­полнительного образования и школьного учителя в вопросах построения образова­тельного процесса, больше внимания тех­нологиям интеграции;

– обеспечение большей гласности и открытости в системе дополнительного образования детей;

– развитие маркетинговой деятель­ности – изучение социального заказа на дополнительное образование, механиз­мов формирования заказа, рекламы дея­тельности, разработка предложений и т.д.;

– развитие методического взаимодей­ствия в вопросах совместной реализации ФГОС – методические объединения, лаборатории, мастерские и т.д.

Таким образом, базовое (основное) и дополнительное образование детей могли бы стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного (а не только интеллектуального!) развития каждого ребенка. Однако последнее возможно только при тесном сотрудничестве пока еще двух разных систем образования, а также только после изменения точки зрения на педагога дополнительного образования и всю систему дополнительного образования в целом.

Решение данной проблемы - одна из первоочередных задач, которую необходимо решить в целях повышения качества образования.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Иванов (01.04.2014)
Просмотров: 2699 | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz